Warning: is_dir() [function.is-dir]: open_basedir restriction in effect. File(/www/vhosts) is not within the allowed path(s): (/www/vhosts/srochno-online.ru:/tmp:/usr/local/lib/php) in /www/vhosts/srochno-online.ru/html/index.php(260) : eval()'d code(173) : eval()'d code on line 88

Warning: is_dir() [function.is-dir]: open_basedir restriction in effect. File(/www) is not within the allowed path(s): (/www/vhosts/srochno-online.ru:/tmp:/usr/local/lib/php) in /www/vhosts/srochno-online.ru/html/index.php(260) : eval()'d code(173) : eval()'d code on line 88
МЕНЕДЖМЕНТ САМУРАЯ
Печать

МЕНЕДЖМЕНТ САМУРАЯ

Автор: Super User.

 

E-xecutive. Перспектива


Бизнесу, как и любой другой сфере человеческой жизни, присущи свои особенности, многие из которых являются национальными. "Перспектива" открывает серию статей о моделях управления, присущих разным странам. Сегодня – добро пожаловать в Японию!

Национальный колорит – понятие широкое. Оно включает в себя и особенности коммуникации, и предпочтения в еде, и жизненный уклад человека, и даже стиль управления компанией. Ярким примером здесь может служить "японская модель управления" – нихотеки кэйэй.

Не работа, а семья

Восток издавна славен трепетным отношением к семейным ценностям. В этом плане Япония пошла дальше других стран: она перенесла семейственность и в бизнес-процессы. Для каждого сотрудника компания, в которой он работает, не просто место, где он выполняет некие обязанности и за это получает зарплату. Компания в Японии – это большая семья. (Даже профсоюзы в Японии создаются, как правило, не по отрасли, а внутри компании.)

Начнем с того, как люди становятся сотрудниками организаций. По окончании университетов в апреле студенты получают приглашения на собеседования. Самых успешных претендентов, прошедших жесткий отбор, принимают в штат. Все, как и в России, с той лишь разницей, что в Японии человек, начиная карьеру в крупной компании, как правило, остается там до выхода на пенсию (это так называемый пожизненный найм), поэтому очень важно произвести на своих работодателей самое выгодное впечатление. Можно сказать, что в Японии человек ищет не работу, а приемную семью.

Иногда, чтобы начать работать в компании, потенциальным сотрудникам приходится заканчивать квалификационный курс или проходить обучение уже в период работы в организации. Приветствуется и получение образования в смежных с профессией областях (его также может оплатить фирма). Таким образом, сотрудники компаний часто взаимозаменяемы (что, безусловно, очень удобно), а их лояльность компании растет.

Переход с одного места работы на другое или увольнение расценивается как несостоятельность работника в профессиональном и личностном плане, ибо настоящий японский сотрудник всегда должен уметь найти компромисс и не доводить ситуацию на рабочем месте до крайности. Конфликт на рабочем месте в Японии практически невозможен. Все вышесказанное касается и личных интересов индивида. Если ты ставишь их выше интересов компании (например, не сидишь до поздней ночи над проектом, а спешишь домой к своей второй половине), то ты не можешь называться "хорошим сотрудником". Эксплуатация? Нет, скорее взаимовыгодное партнерство. Ведь японские компании высоко оценивают лояльность своих сотрудников, предлагая им взамен отличный компенсационный пакет: в семье все должны помогать и заботиться друг о друге.

Сделано в Японии

Продвижение по карьерной японской лестнице также имеет свои особенности. Отработав два-три года, японцу не удастся занять ведущую должность, каким бы умным, эффективным и прибыльным молодым специалистом он ни был. Его будут постепенно двигать по карьерной лестнице и также постепенно, ежегодно, будет расти его заработная плата. Зато японский работник может быть уверен, что пусть и в 50 лет, но ему все же удастся стать руководителем, а выйдя на пенсию, получить отличное пенсионное обеспечение.

В Японии существует несколько уровней менеджмента:

– высший – "кэйэй" – руководство компании (как правило, наемных генеральных и исполнительных директоров не бывает, в этой роли выступают собственники);

– средний – "канри" – руководители подразделений и департаментов;

– нижний – "иппан" – руководители проектных групп, бригадиры.

Однако четкой организационной структуры, по которой строится большинство компаний, до сих пор не выявлено. В основном это множество небольших групп, каждая из которых отвечает за свой проект. В плане гибкости компании это очень удобно: любые изменения происходят незаметно и легко приживаются.

Управление персоналом японцы называют "управлением людьми", то есть персонал они рассматривают не как безликий нематериальный актив организации, а как важный ресурс компании, который нужно любить и ценить.

Другим важным элементом, позволяющим сотрудникам почувствовать свою вовлеченность в дела компании, является этап принятия решений. В противоположность нашему российскому "как генеральный сказал, так и будет", в Японии решения принимаются коллективно – в результате опроса или голосования. В итоге, взвесив все за и против, руководство либо принимает это решение, либо вырабатывает новое, с учетом мнений всех специалистов. Это очень эффективная модель, учитывая, сколько новых идей вы получаете разом.

Интересна также японская система оценки качества – "кружки качества". Особенность этих кружков в том, что они создаются добровольно, а сотрудники, входящие в них, следят за стандартами качества у себя в отделе и при встречах обсуждают проблемные вопросы, консультируются друг с другом, от имени кружка выступают с инициативами. Таким образом, этот процесс так или иначе затрагивает все департаменты компании, а не какое-либо одно подразделение или продукт. Недаром во всем мире высоко ценят японское качество.

Однако японская модель менеджмента не безупречна. Ставя качество, стабильность и квалификацию сотрудников во главу угла, японские компании частенько забывают о стратегии. Совершенствуя процессы управления и производства, они отодвигают конкуренцию на второй план. О таких жестких конкурентных войнах, как на рынках западных стран, здесь никто не слышал. В результате потребителю в общем-то все равно, с какой компанией сотрудничать. Так как качество будет неизменно высоким.

Однако мир не стоит на месте. Некоторые японские компании уже осознали свой промах, и сейчас в них происходит перераспределение сил. Одни нанимают европейских и американских консультантов по стратегическому развитию и конкурентной разведке, другие меняют свое позиционирование на рынке. И если в стратегическом менеджменте японские руководители будут также внимательны и обстоятельны, как и в операционном, то со временем немногие европейские компании смогут составить им конкуренцию.

Аркадий Пасерба, управляющий партнер агентства СРОЧНО-ОНЛАЙН.РУ:

- Человеческий мозг, как известно, состоит из двух полушарий, разрыв связи между которыми приводит к тяжелым психическим заболеваниям. Похожие «заболевания» традиционно наблюдались в так называемой «западной» школе управления, на чьих принципах строился в 20 веке менеджмент практически всего остального, кроме Японии, мира.

Японцы – в силу особой восточной ментальности, тяжелых психологических потрясений 20 века или послевоенного материального и интеллектуального гнета стран-победителей – умудрились добиться практически идеальной связи между самыми возвышенными представлениями о мире и счастье и грубой практикой повседневной их реализации у себя под ногами, здесь и сейчас. При такой качественной связи конфликт исчез.

Это потом, спустя десятилетия, Майкл Портер написал: «Операционная эффективность – это не стратегия!», имея в виду, что невозможно быть все время и лучшим по качеству – и самым эффективным с точки зрения издержек. Неизбежно наступает усталость. Ну да, все правильно. И самые новые технологии конкуренты тоже быстро скопируют. Но рывок-то сделан – да еще какой! Поди теперь, догони!

Андрей Кулинич, бизнес-тренер:

– Единственно верной модели управления предприятием еще не предложила ни одна страна. Однако многие подходы японской модели управления сейчас активно используются и в Европе, и в Америке. Но не следует копировать вслепую, нужно брать лучшее. Например, если говорить о работоспособности и эффективности сотрудников, японцы впереди планеты всей. Их системы мотивации дорогого стоят, а уж о лояльности к компании и говорить нечего. В России, учитывая двойственность нашего менталитета, восточные бизнес-традиции нашли бы благодатную почву для развития.

 

Мировые новости

На портале Gosuslugi.ru на сегодняшний день опубликовано 745 федеральных госуслуг. По плану правительства все они должны обеспечивать возможность отправки запросов (документов, заявлений) в электронном виде. В реальности же такую функцию поддерживают менее трети из них. Полностью информационными - не требующими бумаг и личных посещений - являются в Подробнее... Эдвард Сноуден рассекретил очередные документы о деятельности американской разведки. Согласно переданным бумагам, Агентство национальной безопасности США на протяжении двух десятилетий занимается взломом наиболее популярных методов шифрования и внедрением уязвимостей в популярные интернет-сервисы. В этой программе АНБ помогает шпионить и британская Подробнее... Инвестор Томас Зиллиакус, пытавшийся год назад приобрести контрольный пакет Nokia, намерен возродить бренд под именем Newkia. Он привлекает разработчиков Nokia для выпуска смартфонов на Android на основе имеющихся у них наработок.




Подробнее... Британская компания Tracesmart, занимающаяся разработкой бизнес-решений для проверки личности покупателя, представила на рынок модуль проверки документов, способный по паспорту определить, не является ли предъявитель документа мигрантом, проживающим на территории Великобритании нелегально.
Подробнее... Лишь 45% жертв онлайн-мошенничества удается вернуть свои деньги. Еще 14% получают частичную компенсацию. 41% остается ни с чем.




Подробнее...